Составляем претензию. Что необходимо включить

Лариса Борисова, адвокат, рубрика «Закон и бизнес», 2017 г

Контрагент нарушил условия договора, однако пострадавшая сторона договора не всегда имеет право сразу обратиться в суд. В некоторых случаях потребуется доказать, что был соблюден обязательный претензионный порядок урегулирования спора (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

Требования к форме и содержанию претензии выработаны судебной практикой. Рассмотрим некоторые из них.

Содержание претензии. Ошибка многих кредиторов в том, что они рассматривают претензию, как предупреждение должника о о своем намерении обратиться в суд. Это не совсем правильный подход. В претензию в обязательном порядке нужно включить предложение о добровольном исполнении претензионного требования должником и предоставить для этого определенное время. Если претензия содержит лишь предложение расторгнуть договор, но отсутствует предложение об устранении допущенных ответчиком нарушений в определенный срок, суд может посчитать, что досудебный порядок урегулирования спора не соблюден.

Форма претензии. Претензия должна быть составлена в простой письменной форме. При этом не всякая документальная переписка относится к претензионному порядку урегулирования спора. Юридическую силу досудебной претензии может получить только документ с изложением в нем конкретных правовых требований, отказ от исполнения которых повлечет предъявление иска в арбитражный суд.

Адрес для отправки. Претензию, адресованную контрагенту, лучше направлять по всем известным адресам. Это позволит избежать риска непризнания досудебного порядка соблюденным. Хотя формально, если претензия адресована юридическому лицу, то направлять ее нужно по месту его нахождения, указанному в ЕГРЮЛ. Достоверность указанного в претензии адреса ответчика-организации проверяется арбитражным судом на основании приложенной к исковому заявлению выписки из ЕГРЮЛ (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

А важен ли факт получения ответчиком претензии? До недавнего времени складывалась судебная практика, согласно которой в случае, когда истец представил доказательства направления претензии ответчику, претензионный порядок считался соблюденным независимо от того, получена ли претензия ответчиком.

Однако не так давно сложилась позиция, в силу которой фактическое вручение претензии  является обязательным. И в интересах истца – предпринять все возможные меры, чтобы контрагент получил претензию. Поэтому лучше отправить претензию заказным или ценным письмом с описью вложения. Самый надежный вариант – когда сам кредитор (либо его представитель) вручает претензию непосредственно должнику. 

Итак, для стороны, которая намерена отстаивать свои интересы в суде, процедура направления претензии и получения ответа – важная доказательственная функция. Игнорирование  претензии также отражает позицию другой стороны в отношении этого требования. Необходимо максимально ответственно провести претензионные процедуры, чтобы представить суду документы, подтверждающие нежелание другой стороны устранять последствия своего нарушения и продолжать договорные отношения.  

При копировании материалов ссылка на сайт www.just-legal.ru обязательна.

Не нашли полезную информацию?

Мы оперативно проконсультируем вас по всем вопросам

Звоните нам +7 (4912) 99-78-00 или

Запишитесь на консультацию